«Озеро лебедей». Выставка к 140-летию первой постановки балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро»
27 апреля в отделе нотных изданий и звукозаписей РГБ открылась первая из серии летних выставок, посвящённых музыкальному театру. Экспозиция связана с юбилеем премьерной постановки в 1877 году знаменитого балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» (либретто Владимира Петровича Бегичева и Василия Фёдоровича Гельцера, сочинение 1876 года, постановка в Большом театре в Москве).
«По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету "Озеро лебедей". Взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
П. И. Чайковский, из письма к Н. А. Римскому-Корсакову, 1875
К моменту написания балета Чайковский был уже автором четырёх опер, трёх симфоний, пьес и романсов. Он был популярным и пользовался успехом в музыкальных кругах. Отношение композитора к балету было всегда серьёзным. Он считал, что этот жанр не менее важен и значителен, чем опера или симфония.
Чайковский выступил в области балетной музыки, как и в других жанрах, реформатором, превратив её из подчинённого элемента, сопровождавшего танец, непосредственно в основу танца, одухотворяя его и наделяя способностями к передаче драматических коллизий и сложных психологических состояний героев. Композитор также динамизировал формы балетной музыки, придав им новый размах и глубину, что сразу выделило и подняло его балет на недостижимую ступень среди подобных сочинений предшественников и современников. Особенностью балета стало и переосмысление Чайковским иностранного сюжета с позиций русского художника — герои зарубежной сказки приобрели черты общемировых образов, которые впитали в себя мотивы литературной сказки эпохи романтизма.
Сценическая история спектакля, каждая мелодия которого сегодня является классическим хитом, складывалась трудно: премьера окончилась провалом из-за неудачной хореографии Венцеля Рейзингера. Лишь в 1895 году (уже после смерти композитора) «Лебединое озеро» стало законченным шедевром благодаря пересмотру либретто и постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Постановки балета дали миру немало знаменитых исполнительниц партии Одетты-Одилии: Перину Леньяни, Полину Карпакову, Анну Собещанскую, Екатерину Гельцер, Матильду Кшесинскую, Галину Уланову, Майю Плисецкую, Екатерину Максимову, Надежду Павлову и других.
На выставке в нотно-музыкальном отделе представлено первое прижизненное издание клавира балета, опубликованное в издательстве Петра Ивановича Юргенсона в 1877 году специально к премьере в Большом театре. Переложение для фортепиано было выполнено музыкальным критиком, профессором Московской консерватории Николаем Дмитриевичем Кашкиным. На обложке клавира воспроизведён рисунок (чёрно-белое изображение сказочного замка) программы балета, выполненный знаменитым художником, иллюстратором и мастером театральной графики Львом Самойловичем Бакстом к постановке 1904 года. Эта же обложка была использована в издании клавира 1925 года, но в цветном изображении.
Интерес представляет первое издание партитуры «Лебединого озера», специально изданное Юргенсоном в 1895 году к постановке в Мариинском театре.
Сохранившиеся в фондах отдела многочисленные программки с либретто спектакля демонстрируют широкий круг театров и городов, где ставился балет: Москва, Ленинград, Саратов, Ашхабад, Кишинёв, Минск, Омск, Ташкент. Во многих — вступительные статьи известных музыковедов, например Бориса Васильевича Доброхотова, Даниэля Владимировича Житомирского, некоторые сопровождаются фотографиями исполнителей и сцен из балета.
Отдельного внимания заслуживают экспонаты, любезно предоставленные для выставки отделами изоизданий и рукописей: копии прижизненных фотопортретов Петра Ильича Чайковского с автографами, плакат «П. И. Чайковский. Лебединое озеро» (художник В. Д. Чернат, 1991), серия спичечных этикеток «VI Фестиваль молодёжи и студентов. Балет» (Москва, 1957), а также Программа Императорского Большого театра (1913), обложка которой оформлена художником Петром Семёновичем Афанасьевым. Как известно, Пётр Афанасьев работал в области прикладной графики, создавал театральные программы, плакаты; в 1913—1914 годах он оформил юбилейные программы для Большого и Малого театров в Москве. Одну из них можно увидеть на выставке.
Помимо «Лебединого озера» экспозиция выставки включает прижизненные издания балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик», грампластинки, CD-диски и видеозаписи. Каждый из этих балетов также имеет свою историю, о каждом можно рассказать много интересного — и всё это вы можете узнать, придя на выставку.
Последующие выставочные экспозиции, посвящённые музыкальному театру, пополнятся материалами отделов газет и диссертаций.